Статья 27413

Название статьи

ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПРОЦЕСС АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
НА УРОВНЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ, НАЦЕЛЕННЫЙ НА САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы

Телегина Анна Тимофеевна, доцент, кафедра иностранных языков, Пензенский государственный университет, (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), anna_telegina@list.ru

Индекс УДК

378=2/8

Аннотация

Актуальность и цели. Расширение и качественное изменение международного сотрудничества, включение России в международное экономическое образовательное сообщество, ее вхождение в общемировой рынок обуславливают необходимость изучения иностранного языка, являющегося не только средством общения в иноязычной профессиональной сфере, но и реально востребованным средством совершенствования интеллектуальной и практической деятельности специалиста. Это позволяет осмыслить значимость иноязычной коммуникативной деятельности (ИКД) как средства взаимопонимания и активного взаимодействия людей между собой, как способа включения в процессы обмена информацией и глобализации достижений культуры, науки, экономики, техники и приобщения к иноязычной культуре, что существенно влияет на ценностные ориентации и саморазвитие личности. Цель работы – проанализировать наиболее эффективную научно-теоретическую модель ИКД, связанную с организацией обучения иностранному языку в неязыковом вузе.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования анализа процесса и результата внедрения образовательных технологий, коммуникативной методики преподавания в системе высшего профессионального образования И. Л. Бим, В. В. Пассова, Г. А. Китайгородской. Особое место занимают научные работы А. А. Вербицкого, А. И. Марковой, Э. Ф. Зеера, Н. Ф. Талызиной, а также исследования Л. И. Божович, Е. А. Климова, С. Н. Чистяковой. Методологический потенциал включает метод педагогического наблюдения, позволяющий оценить про-межуточные результаты, мотивацию, интерес обучающихся, степень его ак-тивности в процессе активного взаимодействия; метод экспертных оценок, используемый в рамках проектной деятельности.
Результаты. Рассмотрены требования к специалистам в современном обществе, возникшие в новых социокультурных условиях. Проанализирована коммуникативная деятельность как процесс активного взаимодействия, нацеленный на саморазвитие личности и осуществляемый в соответствии с определенными правилами, нормами, уровнем социального интеллекта участников, обменом иноязычной информацией, иноязычной культурой. Определены структурные элементы ИКД, такие как: мотивы, задачи, цель, коммуникативные действия, результат, коммуникативная потребность, коммуникативная культура. Использован компетентност-ный подход для определения совокупности обобщенных знаний в познавательной, социально-трудовой и культурно-досуговой сферах деятельности. Охарактеризован уровень сформированности профессионального общения и ИКД при внедрении активных методов обучения.
Выводы. Изучение и анализ научно-теоретической модели ИКД дополняют научные представления о путях повышения профессионального и личностного становления будущих специалистов неязыковых вузов, позволяют им ставить и решать в процессе активного диалогического взаимодействия личностно и профессионально значимые коммуникативные проблемы, расширять свой профессиональный опыт, а также приобретать опыт иноязычной коммуникативной деятельности и определять дальнейшие перспективы саморазвития в данном направлении.

Ключевые слова

саморазвитие личности, активное взаимодействие, межкультурная компетенция, структурные элементы, коммуникативная культура, компетентность, иноязычная коммуникативная деятельность.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения : книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М. : Просвещение, 1990. – 192 с. – (Психологическая наука – школе).
2. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. – М. : Наука, 1984. – 343 с.
3. Ломов, Б. Ф. Личность в системе общественных отношений / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. – 1981. – Т. 2, № 1.
4. Канн-Калик, В. А. Основы профессионально-педагогического общения / В. А. Канн-Калик. – Грозный, 1979. – 189 с.
5. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М. :Высшая школа, 1986. –274 с.
6. Бахтин, М. М. Человек в мире слова / М. М. Бахтин. – М. : Изд-во РОУ, 1995. – 140 с.
7. Бордовская, Н. В. Педагогика : учеб. пособие / Н. В. Бордовская. – СПб. : Питер, 2006. – 304 с.
8. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А. Б. Добрович. – М. : Высшая школа, 1987. – 148 с.
9. Суворова, Г. А. Психология деятельности : учеб. пособие для студентов психо-логических и педагогических вузов / Г. А. Суворова. – М. : ПЕР ФЭ, 2003. – 176 с.
10. Леонтьев, А. А. Язык. Речь. Речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1969.–214 с.
11. Зимняя, И. А. Самоконтроль как компонент речевой деятельности и уровня его становления / И. А. Зимняя, И. И. Китросская, К. А. Мичурина // Общая мето-дика обучения иностранному языку. – М. : Русский язык, 1991. – С. 144–152.
12. Голодок, Д. А. Педагогическое обеспечение индивидуализации в малой груп-пе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Голодок Д. А. – Краснодар, 2001. – 21 с.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 479 с.

 

Дата создания: 31.05.2014 10:39
Дата обновления: 31.05.2014 11:18